29 февраля - день парадоксов

|      Главная     |     История 29 ф.     |     Легенды     |     Известные люди     |     События     |     Парадоксы     |     Как отмечать ДР     |     Про февраль     |

Глен Миллер Ирина Купченко

Быстрый тест.

Кащей-Чернобог

Катаклизмы, катастрофы

Ссылки партнерские

Сегодня   19 мая 2019 г., воскресенье, 21:33  (моск.)

Ближний космос как система

Солнечная и геомагнитная активность с точки зрения волновой резонансной концепции

Практически с самого начала активных исследований в области физики Солнца многие ученые были убеждены либо имели веские основания считать, что:

- циклически протекающие явления и процессы на нашем светиле не есть вполне самостоятельный автоколебательный процесс;

- эти явления и прцессы находятся в определенной зависимости от положения планет Солнечной системы в пространстве, от их констелляций по отношению друг к другу и к Солнцу;

- существенным экзогенным фактором, обусловливающим цикличность солнечной активности, являются приливные и, возможно, иные динамические воздействия планет на Солнце;

- Солнце представляет собой объект, который реагирует на все влияния планет соответствующими изменениями в своем состоянии;

- Все земные события, если считать их зависящими от циклической деятельности Солнца, опосредованно также находятся под контролем планет.

Наиболее убежденным сторонником точки зрения о том, что солнечная активность вызывается влиянием планет Солнечной системы, точнее их приливным воздействием на Солнце, был один из основоположников солнечной физики швейцарец Рудольф Вольф. Главный упор ученого и его многочисленных сторонников и последователей в их стремлении дать достоверное физическое обоснование этой точки зрения делался на достаточную близость периода обращения самой крупной планеты – Юпитера вокруг Солнца (11,8 года) и средней длины цикла солнечной активности (11,1 года).

Поскольку в те времена еще не была разработана электромагнитная концепция Фарадея – Максвелла и не была известна возможность электромагнитного взаимодействия между собой космических объектов как электрически заряженных тел, то все эти рассуждения, основанные преимущественно на различных эмпирико-статических связях, не могли привести к успешному разрешению проблемы. В результате своих исследований астрономы пришли к весьма неопределенному заключению: если планеты каким-то образом и влияют на солнечную активность, то они выступают не в качестве ее основной причины, а как некий возмутитель или спусковой механизм. Из этого заключения следовало, что механизм планетного влияния на активность Солнца оставался невыясненным.

Однако в 40-х годах ХХ столетия даже и этот столь неопределенный и размытый вклад планет в формирование солнечной активности подвергся очередной девальвации. Соотечественник Р.Вольфа М. Вальдмайер выдвинул свою, так называемую «эруптивную» (взрывную) гипотезу солнечной активности, согласно которой «планеты здесь вообще ни при чем»: внутри Солнца циклически, в среднем через 11 лет, происходят процессы, обусловливающие формирование пятен. Фактически это означало признание за солнечной активностью статуса целиком автономного внутреннего процесса.

Хотя никакого физического обоснования этой теории дано не было, она нашла «должное» понимание среди специалистов в области физики Солнца, поскольку глубоко завуалировала столь неудобную проблему, «спрятав» ее внутрь нашего светила. Скорее всего, это было крупное заблуждение в астрономии, существенно затормозившее развитие этой важной области знаний, ибо ни одна область науки не способна успешно развиваться без четкого понимания физической сути рассматриваемых ею процессов.

После того был обнаружен 11-летний цикл солнечной активности, различными учеными начались (и вот уже более полутора столетия продолжаются) поиски более полного набора циклов солнечной активности – продолжительностью от нескольких месяцев до сотен и тысяч лет. Средства для этого анализа использовались самые разные – от статистических расчетов до разложения сглаженной кривой солнечной активности в ряд Фурье с последующим выделением всего спектра ее гармонических составляющих. В итоге удалось выявить целый ряд солнечных циклов продолжительностью от 1 года до 1850 лет.

В частности, Шустер в работах 1898-1906 годов подверг подробному анализу цифровой материал о солнечных пятнах за предшествующие 150 лет. Согласно его исследованиям, рядом с главным циклом в 11,1 лет обнаружилась серия других циклов – продолжительностью 4,38; 13,5; 16,72 лет. Последовательное вступление их в действие и явилось, по мнению ученого, основной причиной различных нарушений, наблюдаемых в 11-летнем цикле.

Еще за сто лет до наблюдений Швабе известный французский физик, астроном и математик де Мэран допускал возможность существования больших периодов в солнцедеятельности. Пытаясь решить эту задачу, Р.Вольф определил продолжительность более длительного цикла в 55,5 года, а Шустер – в 33,37 года.

Несколько позднее все тот же Р.Вольф на основании данных китайских и средневековых летописей вычислил два больших периода - в 83,33 и 66,67 года. Эти периоды были сопоставлены ученым с датами из китайских, русских, западноевропейских и армянских источников. В результате получилась чрезвычайно интересная таблица: все в ней говорило о том, что максимум активности Солнца должен повторяться примерно через каждые 83,33 года.

Иерархия солнечных циклов не закончилась на цифре 83. В 1954 году возникло предположение о существовании периодов солнечной активности в 169 лет (Андерсон). На основании анализа данных о повторяемости северных сияний немецкого ученого Фрица был выявлен 300-летний цикл (Клаф).

М. Рубашов воспользовался каталогом комет и, убедившись в том, что наибольшее количество комет появляется регулярно через каждые 900 лет, получил косвенное доказательство существования такого же цикла.

Нащупать цикл еще большей продолжительности помогли факты, «вырванные» наукой у совсем седой древности. Хронология следов малых оледенений за последние 7000 лет «рассказала» советскому исследователю А.В.Шнитникову о циклах солнцедеятельности, равных приблизительно 1800-1850 годам.

В последние годы большая работа по выявлению космических циклов при анализе различных природных процессов была проделана профессором Б.М.Владимирским. В частности, в вариациях солнечной и геомагнитной активности он обнаружил периоды в 1,09; 1,4; 1,6; 2,2; 3,5; 3,6; 4,3; 5,8; 7,1; 9,5; 17,0; 45,0; 85,0 лет, а в метеорологических данных – в 4,3; 7,1; 9,1; 11,1 лет.

* - Из книги В.А.Сухарева «Все катастрофы земли». – Одесса: Энио, 2004. – 336 с.

Стр.5.    Все :   1     2     3     4     5     6     7     8     9     10