29 февраля - день парадоксов

|      Главная     |     История 29 ф.     |     Легенды     |     Известные люди     |     События     |     Парадоксы     |     Как отмечать ДР     |     Про февраль     |

Глен Миллер Ирина Купченко

Быстрый тест.

Кащей-Чернобог

Катаклизмы, катастрофы

Ссылки партнерские

Сегодня   18 января 2019 г., пятница, 00:07  (моск.)

Ближний космос как система

Современные представления о солнечной и геомагнитной активности (продолжение)

Люди с давних пор пользоваться компасом. Но на протяжении многих веков оставалось загадкой – какая сила заставляет стрелку компаса устанавливаться определенным образом. В 1600 году в Лондоне было опубликовано сочинение «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле». Его автор – английский ученый и придворный лекарь королевы Елизаветы В.Гильберт, обобщив результаты проведенных к тому времени экспериментальных исследований по магнетизму, сделал смелый и верный вывод о том, что Земля представляет собой гигантский магнит.

Спустя почти столетие после выхода в свет сочинения Гильберта было замечено, что магнитное склонение (отклонение стрелки компаса от линии север – юг) изменяется не только от места к месту, но даже в течение суток. Лондонский часовой мастер Грэхем в 1722 году подтвердил это длительными систематическими наблюдениями за поведением стрелки компаса. На регулярные суточные вариации накладывались иногда дополнительные более сильные и нерегулярные изменения – магнитные возмущения. В 1740 году шведский ученый А. Цельсий в Упсале начал проводить такие же наблюдения. Сравнивая записи, которые они посылали друг другу по почте, Цельсий и Грэхем обнаружили, что магнитные возмущения часто происходили одновременно и в Лондоне, и в Упсале. «Магнитная» погода оказалась менее локальной, чем обычная.

В начале XIX века по предложению А. Гумбольдта были организованы магнитные измерения в различных пунктах земного шара. После открытия первой магнитной обсерватории в Геттингене они одна за другой стали открываться в Европе, Азии, Африке, Северной Америке, на островах южных морей. На них более или менее регулярно измерялись основные элементы магнитного поля Земли – его горизонтальная и вертикальная составляющие, магнитное склонение и наклонение. Со временем оказалось, что сильные возмущения поля, или магнитные бури (этот термин ввел Гумбольдт), - не такое уж редкое явление.

После того, как Г.Швабе открыл 11-летнюю цикличность появления солнечных пятен, неожиданно обнаружилось, что пятна каким-то образом связаны с земным магнетизмом. Первым такую связь заметил директор Британских колониальных обсерваторий Э.Сабин: ход средней годовой возмущенности магнитного склонения на канадской станции Торонто в течение нескольких лет четко следовал за кривой изменения числа пятен. Не означало ли это, что земное магнитное поле изменяется с тем же 11-летним циклом, что и пятна на Солнце? Такое предположение Сабин высказал в 1852 году в своем докладе Королевскому обществу. Сообщение вызвало большой интерес. Последний еще больше возрос, когда вскоре стало известно, что А.Готье во Франции и Р. Вольф в Швейцарии также обнаружили соответствие между солнечными пятнами и геомагнитными возмущениями.

По современным представлениям, механизм формирования геомагнитной бури во время солнечной активности следующий.

Как известно, магнитосфера несимметрична относительно магнитной оси планеты: со стороны Солнца она поджата из-за постоянного давления солнечного ветра, с противоположной, ночной, стороны, наоборот, вытянута. При спокойном Солнце эта картина сохраняется стабильной. Но когда из-за крупных пятен, подошедших к центральному меридиану Солнца, или произошедшей фотосферной вспышки энергия летящих к Земле заряженных солнечных частиц возрастает, давление на магнитосферу увеличивается и магнитные силовые линии с дневной стороны как бы поджимаются к поверхности Земли, а с ночной – сильнее вытягиваются в хвост магнитосферы. Это и есть магнитная буря. «Поджатие» силовых линий означает изменение напряженности магнитного поля Земли. Начавшись в одной точке земного шара, геомагнитная буря за считанные минуты распространяется по всей его поверхности.

Было замечено, что геомагнитным бурям почти всегда сопутствуют полярные сияния. Обычно видны в высоких широтах Земли, но иногда их можно наблюдать даже в экваториальных областях. Отсюда неизбежно следовал вывод, что геомагнитные бури и сияния имеют общую причину.

Геомагнитные бури подразделяют на три типа:

1. Сильные бури с внезапным началом. Считается, что они порождаются потоками частиц, выбрасываемых во время солнечных вспышек.

2. Рекуррентные бури. Они имеют тенденцию к повторению через 27 суток, то есть через период обращения Солнца вокруг собственной оси. Причиной их являются крупные солнечные пятна, способные не терять свои силы в течение нескольких месяцев. При каждом новом пересечении центрального меридиана Солнца их воздействие на магнитосферу Земли усиливается, что и приводит к геомагнитному возмущению.

3. Слабые бури не имеют никакой периодичности и формируются под влиянием вариаций солнечного ветра.

Исторически понадобилось несколько десятилетий, прежде чем удалось подтвердить связь солнечной активности и геомагнитных возмущений. Было установлено, что чаще всего сильные бури происходят в эпоху максимума солнечных пятен, реже – в эпоху минимума.

Казалось, что если источником магнитных бурь служат солнечные пятна, то каждое более или менее заметное пятно на Солнце должно сопровождаться магнитным возмущением на Земле. И действительно, такую последовательность событий иногда регистрировали. Один из страстных защитников гипотезы о солнечной обусловленности магнитных бурь Э.Маундер, работавший в Гринвичской обсерватории, проанализировал солнечные и геомагнитные данные почти за двадцать лет (с 1873 по 1892 год) и пришел к выводу, что все без исключения сильные бури регистрируются тогда, когда крупные солнечные пятна (или группа пятен) площадью более 1000 миллионных долей видимого диска пересекают центральный меридиан Солнца. Причем на Земле буря начинается не в момент «пересечения», а спустя 24-26 часов, когда наша планета попадает в зону действия идущего от пятна закрученного в спираль Архимеда узкого пучка магнитных силовых линий высокой напряженности.

Но наблюдения показывали и другое. Пятна небольших и средних размеров не вызывали бурь, а порой наблюдалась и вовсе странная картина: геомагнитные возмущения регистрировались, а пятен на Солнце не было вовсе. Это породило скептицизм, и выдающийся английский физик У.Томсон в своей президентской речи перед Королевским обществом заявил, что, согласно его вычислениям, на Солнце не существует источника энергии, который мог бы вызвать земную магнитную бурю.

Скепсис в вопросе о чисто солнечной обусловленности геомагнитных бурь еще более усилился, когда обнаружилось, что в истории Земли были периоды, измеряемые многими десятками лет, в течение которых на Солнце вообще не было видно никаких пятен (Маундеровский минимум солнечной активности продолжительностью 67 лет (1645-1712 гг.); минимум Вольфа почти такой же длительности (1281-1347 гг.); минимум Шперера продолжительностью 113 лет (1411-1524 гг.), в то время как геомагнитные возмущения происходили регулярно. Не означает ли это, что в Ближнем Космосе имеются иные источники, служащие непосредственной причиной, катализатором или спусковым механизмом для образования как геомагнитных возмущений, так и самих компонентов солнечной активности? Такое мнение среди ученых существовало и раньше, и оно еще более укрепилось.

* - Из книги В.А.Сухарева «Все катастрофы земли». – Одесса: Энио, 2004. – 336 с.

Стр.4.    Все :   1     2     3     4     5     6     7     8     9     10